21 апреля состоялась выборная конференция ОСК.

Одним из первых пунктов повестки был отчет действовавшего председателя за 3 года работы текущего состава ОСК.

Отчет содержал в себе как сомнительную информацию, так и многочисленные передергивания. Кроме того, председатель часто упоминал в отчете Иннициативную группу. Все это вызвало у представителей ИГ много вопросов и замечаний, однако обсуждения отчета на конференции фактически не было, поэтому задать вопросы возможности не представилось. Прокомментируем данный отчет здесь.

Отчет М. Гранникова (действовавшего председателя ОСК) состоял из различных обращений ОСК к администрации Университета. Качество видеопроектора страдало, поэтому содержимое документов прочесть было невозможно (презентация в электронной форме). В основном, отчет был иллюстрирован просьбами, касавшимися улучшения быта студентов в ДАСе, инициатором которых был объединенный студком этого общежития: просьба о ремонте системы отопления, создании остановки автобуса, изменении графика работы отдела поселения, решении проблемы с магазином, создании и оборудовании велостоянки, списании старых стиральных машин, установки сушек белья и налаживания работы лифтов, просьба об организации читального зала и зала для игры в настольный теннис, установке банкоматов в этом же общежитии; туда даже затесалось обращение председателя студкома биофака Алешина к замдекана биофака с просьбой продлить проживание на 2 недели студентам-биологам, что, казалось бы, имеет отношение исключительно к делам Биологического факультета. Подпись М.Гранникова стала появляться только на обращениях с просьбами оборудовать спортивные залы - в ДАСе, ДСВ, ФДС-6 и ДС. Интересно, что в докладе по непонятной причине был пропущен слайд с документом, в котором ОСК обращается к ректору о выделении постоянных оплачиваемых ставок студентам, отвечающим за спортивные залы в общежитиях (1, 2). Речь также шла об организации ОСК секции рукопашного боя в университете, однако из представленных документов участие ОСК в данном вопросе осталось неясным (3, 4). Только ДАСа и ДСВ коснулась и следующая инициатива ОСК - организация комплексных обедов в столовых общежитий. Небольшие подвижки были осуществлены в нормализации цен на интернет в ДСВ и ДСК.

Проблема, касающаяся нарушения договоров аренды магазинов в ДАСе, так и не была решена. Почему-то в своем отчете М.Гранников пропустил и тот факт, что ОСК поддержал ужесточение пропускной системы и установку турникетов, а также системы видеонаблюдения в общежитиях ДСВ и ДСК (5) .

Что касается общежитий ГЗ - за 3 года ОСК практически не уделил им своего внимания, а его немногочисленные инициативы нанесли общежитиям больше вреда, чем пользы. В частности, обращение ОСК легализовать стиральные машины привело к тому, что главный инженер Папсуев запретил использование стиральных машинок не только простым студентам, но и семьям с детьми, для которых в виде исключения раньше машинки были разрешены (ведь в ГЗ нет бесплатной прачечной). В связи с этим запретом во время пожарных проверок этой весной многие родители получили выговоры от администрации. Инициативой ОСК была и установка скамеек на местах срезанных по указанию администрации велосипедов, причем ОСК мотивировал это тем, что место нужно занять, чтобы туда снова не начали ставить велосипеды. В отчете ОСК приписал себе инициативу организации в ГЗ велостоянок - между тем известно, что задолго до ОСК, сразу после срезания велосипедов со стоянок у проходных общежитий, вопросами велостоянок начала заниматься Инициативная группа. Представители ИГ проводили собрания проживающих, разрабатывали проекты велостоянок и способы контроля за выносом велосипедов и многократно обращались с инициативами к администрации университета (подробности тут). У ИГ имеются документы, подтверждающие, что именно ИГ стала инициатором идеи постройки новых велостоянок - на обращении ИГ к Черняеву (6) стоит дата более ранняя, чем представлена в обращении ОСК к проректору А.Н.Реймерсу. Более того, в тексте проректора присутствует пункт о том, что «проблему уже озвучивали студенты» (а именно представители Инициативной группы), а только потом к ней подключился и ОСК.

Организация прохода приглашенных в ГЗ гостей в новогоднюю ночь также была скверной - 31 декабря 2009 года списки приглашенных были потеряны, а сам председатель ОСК, вместо того, чтобы решать проблему, отключил телефон (по свидетельствам очевидцев).

К положительным инициативам ОСК в общежитиях ГЗ можно отнести только вынос мусора из двух гостиных общежития корпуса В и организацию детской комнаты (хотя в последнем случае большая часть работы была проведена силами молодых мам). Несмотря на то, что в распоряжение ОСК были отданы все гостиные корпусов Б и В, получить ключи от этих гостиных для обычного студента было неимоверно трудно - в основном, возможность получить гостиную зависела от благосклонности администратора этажей. ОСК никак не старался изменить эту практику. Более того, некоторые проекты проживающих даже подвергались давлению со стороны ОСК. В частности, осенью 2011 года ОСК долго не хотел предоставлять помещение киноклубу МГУ, регулярно проводящему встречи с интересными людьми и показывающему редкие фильмы в общежитии, мотивируя это тем, что киноклуб «мешает спокойному быту студентов и аспирантов».

На этом фоне инициативы ОСК по «оптимизации потока проходящих через проходную общежитий ДС МГУ» и создание информационных стендов (в общем-то, обязанность ОСК) смотрятся очень блекло.

Что касается изменений правил прохода в ДС МГУ в 2009 году, председатель ОСК в своем отчете намеренно исказил факты. Ситуация была представлена так, что не участвовавшим в тех событиях могло показаться, что борьбу против усиления режима правил прохода в общежития проводил и поддерживал именно ОСК. Однако, многие помнят, как комитет до конца отстаивал позицию администрации, убеждал проживающих принять новые неудобные правила и не сопротивляться. При первой попытке ужесточения студенты с самого начала борьбы требовали от ОСК высказаться против новых правил. Однако этого не происходило. Более того, члены ОСК всячески препятствовали самоорганизации проживающих, срывая объявления появившейся тогда Инициативной группы проживающих о собраниях и с информацией о ситуации. Только когда администрация испугалась роста протеста и отступилась от введения новых правил, председатель ОСК счел возможным подписать требования проживающих сохранить прежние правила прохода (7). Подробнее хроника тех событий описана тут. При второй попытке ужесточения правил прохода и непродуманном введении электронных пропусков (весной 2011 года) ОСК так же поддерживал администрацию (подпись Гранникова стоит на приказе А.Н.Реймерса №250 об усложнении прохода), а также, наряду с администрацией препятствовал проведению общих собраний проживающих (не давая ключи от гостиных, находящихся в ведении ОСК). Более того, зампредседателя ОСК по ДС В.Гурьянов во время сбора проживающими подписей против ужесточения правил прохода вызвал полицию. Сразу после этого председатель ОСК, оправдываясь, заявил, что В.Гурьянов уже не входит в состав ОСК и задним числом фамилия последнего была стерта с сайта ОСК. Тем не менее, это не помешало Гурьянову, никак не относящемуся, по словам М.Гранникова, к ОСК, 21 апреля быть на конференции и контролировать регистрацию делегатов.

Более того, действовавший председатель М.Гранников подчеркнул, что именно он участвовал в Комиссии по рассмотрению порядка прохода в ДС МГУ, умолчав, что ее создание было заслугой инициативных проживающих, составлявших в итоге половину этой комиссии, а сам Гранников на заседаниях комиссии появился один раз (подробнее о событиях).