20100222-file335098.jpg

В октябре 2009 года на студенческом форуме МГУ появилась информация о том, что администрация общежитий обсуждает новый проект правил прохода в общежития корпусов Б и В Главного здания. Проект ужесточал проход по студенческому и аспирантскому документам: теперь их недостаточно было просто предъявить при входе, а полагалось сдавать на вахту и забирать, выходя из общежития — строго до 23:00. Этот проект предлагался как новая мера борьбы с нелегалами — людьми, не имеющими права оставаться в ГЗ после 23:00.
Позицию жильцов в обсуждении проекта формально был призван отстаивать ОСК — Объединенный студенческий комитет, орган студенческого самоуправления. Однако когда в общежитии только услышали впервые об ужесточении правил, ОСК уже успел заявить, что поддерживает эту меру. Аргумент: студенческий билет несложно подделать, проще, чем пропуск. То есть, фактически борьба ведется именно с проходом по поддельным документам — путем запрета настоящих. Заместители председателя ОСК также заявили, что пребывание гостя после 23:00 в ГЗ является нарушением Жилищного кодекса.

26 октября в ГЗ прошло первое собрание по инициативе самих студентов. В следующие несколько дней в корпусах Б и В было собрано около 1800 подписей под открытым письмом ректору МГУ В.А. Садовничему и начальнику Управления общежитиями А.А. Водолазскому против введения новых правил. 29 октября прошла встреча студентов с председателем ОСК Максимом Гранниковым, который объявил, что новые правила — проект ЧОПа, охраняющего МГУ, и отказался ставить под открытым письмом свою подпись, требуя предложить взамен некий контрпроект. Отказался, несмотря на 1800 подписавшихся, интересы которых он должен представлять.

2 ноября мы передали письмо и подписи А.А. Водолазскому. На просьбу сохранить проход по студенческим без изменений получили письменную резолюцию: «Никаких изменений в правила прохода не будут мной утверждаться без получения объективных результатов опроса проживающих в ГЗ (с участием и ОСК и ИГ).» Объективный опрос? Начальник УО МГУ высказал сомнение в том, что подписи настоящие и действительно принадлежат жильцам. ОСК стал настаивать на проведении открытого референдума.

11 ноября в присутствии наших представителей и Максима Гранникова А.А. Водолазский сказал, что новый проект — инициатива ОСК. И что если ОСК откажется от него, то никакие изменения в правила введены не будут и всё останется по-старому.

16 ноября председатель ОСК Максим Гранников вызвал нашего представителя на беседу, где сказал, что наши подписи ничего не стоят и ими «можно подтереться», что нами движут глубоко корыстные интересы и жильцам мы во всём лжём. Потом он схватил лежащий на столе мобильный телефон нашего представителя с включенным диктофоном, отскочил в сторону и удалил аудиозапись своих слов.

А на следующий день, 17 ноября, тот же Максим Гранников после разговора с А.А. Водолазским отказался от нового проекта правил. На нашем требовании высказать свою позицию публично он написал: «ОСК отказывается подписывать предоставленный проект правил прохода, выступает за сохранение существующих правил». Поскольку подпись председателя ОСК — одна из четырех обязательных подписей, без которых новый проект не мог быть принят, это автоматически означало, что свободный проход по студенческим и аспирантским документам был сохранен.

Итого:


Мы не знаем, кто же на самом деле был автором проекта изменения правил прохода. А.А. Водолазский в интервью газете Объединенного профкома «Вектор» и на встрече с участием наших представителей сказал, что это был ОСК. Председатель ОСК Максим Гранников официально под открытую диктофонную запись заявил, что это инициатива ЧОПа. Начальник охраны МГУ О.Р. Керимов опроверг это заявление и сказал, что проект не его. Чем больше росло недовольство студентов, тем быстрее проект превращался в сироту.
Единственным аргументом для администрации и ОСК стали подписи. 1800 человек из около 3000 проживающих в корпусах Б и В. 70-100 постоянных участников собраний. Сотни негодующих откликов на форуме МГУ. На разрешение конфликта понадобилось три недели, хотя подписи были собраны за первые несколько дней. Мы считаем, что время затягивалось сознательно — в расчете на то, что борьба утихнет. И это первый случай за последнее время, когда жильцам удалось защитить свои интересы.

Что дальше?


Мы приветствуем всех, кто поставил подпись, кто собирал подписи, кто поддержал инициативу и выступил против ужесточения, кто приходил на собрания, кто распространял информацию о ситуации и был готов пойти до конца, кто поддерживал нас морально. Мы считаем, что этот конфликт — не последний. Даже в самом процессе ужесточения прохода рано ставить жирную точку, поскольку он ведется много лет и лишь сегодня натолкнулся на солидарное сопротивление студентов, аспирантов и преподавателей. Есть много других проблем. Единственная гарантия защиты наших общих интересов — это мы сами, наша готовность и организованность. Официальные студенческие организации зависимы от администрации и подконтрольны ей. Поэтому мы считаем правильным продолжение деятельности нашей Инициативной группы, которая действовала бы, руководствуясь только интересами студентов, аспирантов и преподавателей.
Связывайтесь с нами, приходите на наши собрания. Мы уверены, что наша солидарность и готовность выступить в защиту наших интересов принесет результаты.