Увольнение в СУНЦ МГУ

мгу, сунц
Данный материал освещает историю одного юридического произвола, произошедшую в СУНЦ МГУ, школе-интернате при Московском университете. Жертвой незаконных действий руководства университета оказалась начальник воспитательного отдела СУНЦ Л.Г. Журавлёва, в итоге уволенная из школы 15 мая 2014 года.

Почему мы публикуем этот материал?


На момент написания заметки Л.Г. Журавлёва является уволенной, иск о её восстановлении на работе находится на рассмотрении в Никулинском суде, притом рассмотрение дела затягивается. Мы убеждены в незаконности данного увольнения, основанного на одностороннем изменении условий трудового договора. Представленные ниже документы подтверждают неправомочность действий администрации университета, и в ходе беспристрастного рассмотрения дела в суде решение наверняка было бы принято в пользу Л.Г. Журавлёвой. К сожалению, у нас есть основания предполагать, что в данном случае со стороны некоторых руководителей МГУ задействованы внеуниверситетские связи, которые могут серьезно осложнить традиционные методы юридической защиты.

Важным противодействием при подобном развитии ситуации является гласность. Мы постарались собрать максимум документов, чтобы любой читатель, пускай и не юрист, мог бы проверить факты неоднократного юридического произвола со стороны руководства СУНЦ в отношении трудовых прав Л.Г. Журавлёвой. В будущем мы собираемся освещать ход рассмотрения её иска.

Замечание: для ИГ МГУ принципиальным моментом в данной ситуации является не только то, чем завершится противостояние Л.Г. Журавлёвой и нынешнего руководства СУНЦ, но и привлечение внимания к противоправным практикам администрации СУНЦ (и МГУ в целом), которые должны получить должную реакцию со стороны судебных органов, а главное, со стороны университетской общественности. Только это может дать надежду на то, что подобные приёмы исчезнут из арсенала руководителей Московского университета.

Действующие лица


Л.Г. Журавлёва, начальник воспитательного отдела СУНЦ. Работала в школе воспитателем с 1995 года, осенью 2012 года была назначена начальником воспитательного отдела.

Ю.В. Нестеренко, председатель учёного совета СУНЦ, заведующий кафедрой теории чисел мехмата МГУ. Назначен приказом ректора весной 2012 года. Сфера реальных полномочий Ю.В.Нестеренко, касающихся СУНЦ, не ясна. Некоторые сотрудники школы в частной беседе сообщают, что фактически он может вмешиваться в любые вопросы жизни школы по своему усмотрению.

А.А. Ошемков, директор СУНЦ, профессор кафедры дифференцальной геометрии мехмата МГУ. Назначен приказом ректора весной 2013 года. Многие мехматяне положительно отзываются о нём как о преподавателе и интеллигентном человеке.

Л.П. Геворкян, доцент кафедры физики СУНЦ, а с осени 2013 года — заместитель директора СУНЦ по учебно-воспитательной работе. По словам преподавателей школы, за время работы он успел создать немало конфликтных ситуаций.

Краткое содержание


В октябре 2013 года недавно назначенный заместитель директора СУНЦ Л.П. Геворкян решает снять Л.Г. Журавлёву с должности начальника воспитательного отдела, чтобы освободить эту позицию для Е.А. Зиборевой. Журавлёву ставят перед выбором: добровольно сложить полномочия и перейти на должность воспитателя, или же быть уволенной. Л.Г. Журавлёва пытается обсудить такое предложение с А.А. Ошемковым, но тот дистанцируется от конфликта, говоря, что ему безразлично, кто будет начальником у воспитателей. После этого администрация СУНЦ в одностороннем порядке превращает трудовой договор Журавлёвой из бессрочного в срочный и пытается уволить её по причине "истечения" срока договора. Напомним, что ТК РФ требует, чтобы все изменения условий трудового договора производились с согласия обеих его сторон — и работодателя, и работника. Уже одно это делает шаги администрации СУНЦ незаконными. После вмешательства председателя профкома СУНЦ руководители школы отказываются от первоначального плана.

Л.П. Геворкян не оставляет своей цели и пишет на имя председателя Ученого совета СУНЦ Ю.В. Нестеренко докладную записку, в которой фактически просит помочь сместить Л.Г. Журавлёву. Нестеренко собирает комиссию, на основании заключения которой в январе 2014 года А.А. Ошемков издаёт приказ о переводе Л.Г. Журавлёвой на должность воспитателя.

Л.Г. Журавлёва подает иск к администрации СУНЦ. Не дожидаясь судебного рассмотрения, руководство школы отменяет приказ о понижении её в должности, но после этого задним числом (!) меняет срок действия трудового договора Журавлёвой и 15 мая 2014 года увольняет её по причине "окончания" срока договора.

Подробная хронология событий и документы


Часть I: предыстория


Последний трудовой договор между СУНЦ и Л.Г. Журавлёвой [1] был заключён 1 сентября 2006 г., согласно ему Л.Г. Журавлёва занимала должность воспитателя. В этом трудовом договоре был указан срок его действия — до 31 августа 2007 г. Вообще говоря, данный договор должен был быть бессрочным: срочный договор, согласно статье 59 ТК РФ, может заключаться в очень малом числе ситуаций, куда работа воспитателем не попадает. Данная проблема разрешилась сама собой: поскольку осенью 2007 г. ни одна из сторон не потребовала разорвать договор, а Журавлёва продолжила работать, то, согласно статье 58 ТК РФ, договор был автоматически продлён до бессрочного.

Повышение до начальника отдела


В октябре 2012 г. Л.Г. Журавлёва была переведена c должности воспитателя на должность начальника этого воспитательного отдела. Это отражено в дополнительном соглашении к её трудовому договору [2], вступившем в силу 02 октября 2012 г. Дополнительное соглашение не меняет бессрочный характер трудового договора.

В приказе [3] о переводе Журавлёвой указывается, что перевод делается постоянно, но по неясной причине также оказывается заполненной графа об ограничении времени перевода. В качестве конечной даты указывается 01 октября 2013. Согласно разъяснению [4] юриста СУНЦ А.С. Кошеля, указание даты окончания является ошибкой и не влияет на бессрочный характер трудового договора. Но именно эта "техническая ошибка" дала администрации школы повод пойти по пути попыток увольнения Л.Г. Журавлёвой через незаконное превращение ее бессрочного трудового договора в срочный.

Оценка работы отдела


На заседании Учёного Совета СУНЦ в марте 2013 г. Журавлёва сделала доклад о работе воспитательного отдела. Учёный Совет признал тогда работу отдела удовлетворительной:
[5].

Часть II: октябрь 2013 г.


Ультиматум и первая попытка увольнения


14 октября 2013 г. Л.Г. Журавлёву в первый раз вызывали к директору СУНЦ для разговора об увольнении или понижении в должности. Со стороны администрации школы в разговоре участвовали А.А. Ошемков, его недавно назначенный заместитель по учебно-воспитательной работе Л.П. Геворкян, а также начальник отдела кадров С.Н. Ефанова. Л.П. Геворкян предложил Л.Г. Журавлёвой добровольно перейти с должности начальника воспитательного отдела на должность воспитателя, обещая в противном случае уволить её вообще из СУНЦ в связи с окончанием трудового договора (как мы помним, бессрочного). Своё предложение Л.П. Геворкян мотивировал словами: "У меня нет к Вам доверия, я не желаю, чтобы Вы были начальником отдела". С.Н. Ефанова добавила, что "основанием является желание руководства видеть на этой должности другого человека".

18 октября 2013 г. Журавлёву вновь вызывали к директору. Вторая встреча прошла в том же составе. В ходе разговора Л.Г. Журавлёвой было предоставлено официальное письменное уведомление об увольнении из СУНЦ с 31 октября 2013 в связи с истечением срока действия трудового договора [6].

Трюк с превращением бессрочного договора в срочный


Рассмотрим подробнее, как бессрочный трудовой договор истёк 31 октября 2013 г. В уведомлении об увольнении [6] сказано:


Уважаемая Людмила Григорьевна! В соответствии со статьей 79 ТК РФ уведомляем Вас о расторжении трудового договора N73 от 01 сентября 2006 года (Дополнительное соглашение N151 от 01.10.2013, приказ N151-д/с от 01.10.2013) в связи с истечением срока его действия.
Трудовой договор будет расторгнут 31.10.2013.

Отметим, что последним дополнительным соглашением к бессрочному трудовому договору, которое подписывала Л.Г.Журавлёва, было дополнительное соглашение N236 от 02.10.2012 о переводе её на должность начальника отдела [2]. Откуда же тогда взялось упомянутое выше дополнительное соглашение N151 от 01.10.2013? Данное соглашение [7], равно как и сопутствующий приказ [8], были постфактум выданы Л.Г. Журавлёвой администрацией школы.
Существенной для нашей истории является следующая часть дополнительного соглашения:


Пункт 7.1. трудового соглашения изложить в следующей редакции: Трудовой договор действует с 02.10.2013 по 31.10.2013.

Неудивительно, что такое дополнительное соглашение, меняющее бессрочный договор на срочный, даже не было предложено на подпись Л.Г. Журавлёвой. Но этот же факт делает данное соглашение незаконным: все изменения в трудовом договоре должны производиться с согласия обеих сторон договора. Отметим, что дата "02.10.2013" была взята администрацией СУНЦ из ошибочно заполненного поля "до" в приказе [3] о повышении Л.Г. Журавлёвой, видимо, для придания "правильности" документам.

Вмешательство профкома СУНЦ: первая попытка увольнения отбита


После того, как Л.Г. Журавлёвой было предъявлено письменное уведомление об увольнении 31 октября 2013 г., она обратилась за помощью к председателю профкома СУНЦ И.А. Муравьевой. Та в свою очередь написала о сложившейся ситуации председателю Объединенного профсоюзного комитета МГУ (входит в ФНПР) И.Б. Котлобовскому.
По информации И.А. Муравьёвой, после этой жалобы И.Б. Котлобовский обратился в управление кадров и кадровой политики МГУ, а оттуда в свою очередь последовал звонок руководству СУНЦ с разъяснениями того, что их действия незаконны. Это возымело эффект и попытка разорвать контракт по причине его "истечения" сошла на нет. Наступил ноябрь — Журавлёва продолжила работать.

Часть III: ноябрь 2013 г. – январь 2014 г.


Докладная записка


После отказа Л.Г. Журавлёвой уйти с должности добровольно и провалившейся попытки уволить её на основании "истечения" срока договора, Л.П. Геворкян пишет председателю Ученого совета СУНЦ МГУ Ю.В. Нестеренко докладную записку, в которой говорит о необходимости "спасти школу от позора" и "немедленно сместить" с должности начальника воспитательного отдела. Одной из причин перевода конфликта на уровень учёного совета Геворкян называет то, что "попытки сместить начальника отдела встретили активное сопротивление не только части воспитателей, но и некоторых преподавателей".

Комиссия и её заключение


19 ноября 2013 г. на основании записки Геворкяна была создана комиссия по проверке работы воспитательного отдела СУНЦ: [9]. В комиссии из девяти человек только один член, — Л.М. Локшина, — имеет опыт воспитательской работы. Председателем комиссии стал председатель Учёного Совета школы Ю.В. Нестеренко. В декабре-январе комиссия провела пять заседаний и 17 января 2014 г. завершила работу предоставлением заключения о неудовлетворительном состоянии дел в воспитательном отделе и рекомендацией директору А.А. Ошемкову освободить Л.Г. Журавлёву от занимаемой должности.

Ввиду размера заключения комиссии, его детальный разбор выходит за рамки данного текста. Мы только приведём "особые мнения" четырёх из девяти участников комиссии (это не личные мнения, а выводы участников комиссии, которые те предоставили по результатам своей работы).

Начнём с особого мнения [10] Т.Н. Кузнецовой, библиотекаря школы: "Я не считаю для себя возможным делать выводы, тем более, давать столь категоричную и жёсткую оценку работы Воспитательного отдела, опираясь только на мнение людей, объективность которых вызывает у меня сомнения. Мнение о необъективности сложилось у меня ещё на первом заседании, когда по неуважительным высказываниям, некорректным намёкам и комментариям могло сложиться мнение о том, что работа комиссии уже завершена и мы собираемся для подведения итогов. Некоторые члены комиссии заранее были убеждены в виновности, некомпетентности и несостоятельности начальника отдела, из чего напрашивается вывод о предвзятости, соответственно, о нарочито необъективном представлении и оценке действительности".

О поспешности выводов комиссии говорит [10] и А.М. Галин, доцент кафедры химии: "Я считаю, что необходимо дать возможность Журавлёвой Л.Г. устранить выявленные комиссией недостатки в её работе. Я не согласен с рекомендацией комиссии о снятии Журавлёвой Л.Г. с должности начальника воспитательного отдела. Я считаю эту меру преждевременной".

Присущую Нестеренко черту игнорировать все мнения, кроме своего, отмечает [10] в отчёте А.А. Голубков, доцент кафедры физики: "На заседание комиссии ни разу не был приглашён ни один работник воспитательного отдела, включая начальника отдела Л.Г. Журавлёву; в этой ситуации считаю себя не вправе делать окончательные выводы по работе воспитательного отдела".

Особое мнение предоставила и начальник КРУ (контрольно-ревизионного управления) МГУ Л.М. Кесаева [10]. Для представителя КРУ её вывод неожиданно дипломатичен: Кесаева предлагает ограничиться выговором.

Смещение с должности


А.А. Ошемков, не обращая внимания на странности в тексте заключения комиссии и на особые мнения четырёх из девяти членов комиссии, издаёт на основании заключения комиссии приказ [11] о снятии Л.Г. Журавлёвой с должности начальника воспитательного отдела и о переводе её на должность старшего воспитателя. Тогда же он назначает Л.М. Локшину исполняющей обязанности начальника воспитательного отдела: [12].

Приказ [11] противоречит статье 72 ТК РФ. Согласно российским законам, нельзя понизить человека в должности без его письменного согласия, за исключением сотрудников некоторых силовых ведомств, руководителей организаций, их заместителей, а также главных бухгалтеров организаций. Практика принудительного понижения чётко ограничена в законодательстве случаями, связанными с непрохождением работником аттестации или с реорганизацией предприятия, см. статью 81 ТК РФ. Только в этих случаях работник ставится перед альтернативой принять понижение/изменение в должности или быть уволенным.

Часть IV: апрель – май 2014 г.


Иск против СУНЦ и восстановление в должности


После издания приказа [11] Л.Г. Журавлёва подала против СУНЦ МГУ иск, в котором оспаривала снятие с должности начальника воспитательного отдела.

Не дожидаясь судебого разбирательства, руводство СУНЦ решило окончательно уволить Л.Г. Журавлёву, а заодно убрать некоторые из своих нелепых шагов (попутно, правда, пришлось наделать новых).

28 апреля 2014 г. был издан приказ [13] о признании ошибочным приказа [11] о снятии Л.Г. Журавлёвой с должности начальника воспитательного отдела, и его отмене. Отметим, что приказ [12] о назначении Л.М. Локшиной исполняющей обязанности начальника воспитательного отдела отменён не был. В итоге получилось, что у школьных воспитателей стало два руководителя.

Увольнение


Возникшее двоевластие, как оказалось, было лишь одним из казусов, созданных администрацией СУНЦ. В тот же день, 28 апреля, было составлено новое дополнительное соглашение [14] к трудовому договору Журавлёвой. Оно "продлевало" её контракт до 15 мая 2014 г. Напомним, что в прошлый раз контракт "продлевался" до 31 октября 2013 г. [7] и с тех пор не менялся, поэтому в дополнительном соглашении [14] администрации СУНЦ пришлось менять прошлое и заявлять, что соглашение вступает в силу 1 ноября 2013 г., т.е. за полгода до его написания! Сверх того, данное дополнительное соглашение представляет ещё и попытку администрации школы в одностороннем порядке ухудшить условия трудового договора: исчезла надбавка к зарплате за увеличенный объём работы, ср. [14] и [2].

На этот раз администрация школы постаралась учесть то, что изменения в трудовом договоре должны делаться при взаимном согласии работодателя и работника: новое дополнительное соглашение Журавлёвой на подпись дали. Получив вполне закономерный отказ, администрация СУНЦ всё же не отступилась от своего плана, и 15 мая появился приказ [15] об увольнении Журавлёвой ввиду "окончания" срока её контракта.


После этого администрация СУНЦ довела до конца замысел поставить Е.А. Зибореву во главе воспитательного отдела: [16]. Любопытно отметить, что и в этот раз С.Н. Ефанова сделала "техническую ошибку" и указала срок окончания бессрочного перевода.

Часть V: история рассмотрения иска к СУНЦ


Изначально Л.Г. Журавлёва подала исковое заявление против СУНЦ с целью оспорить понижение в должности, осуществлённое январским приказом [11]. Когда тот был отменён как "ошибочный" и заменён приказом [15] об увольнении, Журавлёва отозвала исходное заявление и подала иск по вопросу незаконного увольнения. Первый иск был направлен по месту нахождения СУНЦ, т.е. в Дорогомиловский суд. Тогда иск был перенаправлен в Никулинский суд на основании того, что адресом ответчика следует считать адрес МГУ, а не его подразделения. Когда в мае возникла необходимость поменять содержание искового заявления, Л.Г. Журавлёва решила сразу подать новое заявление в Никулинский суд. Но в этот раз судья, рассматривавший оба иска, — Е.В. Борисов, — вынес определение о возвращении заявления на основании того, что СУНЦ расположен по адресу, находящемуся в юрисдикции Дорогомиловского суда.

Подобное перебрасывание дела из одного суда в другой представляется нам умышленной попыткой затянуть рассмотрение дела по существу, в связи с чем и публикуем эту заметку. Надеемся, что в данном случае огласка заставит суд не решать вопросы того, кто должен попасть в территорию подсудности — МГУ или его подразделение, — а рассмотреть претензию по существу. Также призываем руководство университета отказаться от противоправных практик давления на своих сотрудников и избавления от "неугодных".

Ссылки


  1. Трудовой договор Л.Г. Журавлёвой, заключённый в 2006 г.: стр. 1 и стр. 2.

  2. Дополнительное соглашение, фиксирующее перевод Л.Г. Журавлёвой на должность начальника воспитательного отдела.

  3. Приказ о переводе Л.Г. Журавлёвой на должность начальника воспитательного отдела.

  4. Ответ А.С. Кошеля главному бухгалтеру СУНЦ.


  5. Выписка из протокола заседания Учёного совета СУНЦ МГУ, на котором рассматривался вопрос о воспитательной работе.

  6. Первое уведомление о прекращении трудового договора (октябрь 2013 г.).

  7. Дополнительное соглашение, пытающееся установить 31 октября 2013 г. как дату окончания контракта Л.Г. Журавлёвой.

  8. Приказ о "продлении" трудового договора Л.Г. Журавлёвой от октября 2013 г.

  9. Приказ о создании комиссии по проверке работы воспитательного отдела.

  10. Особые мнения Т.Н. Кузнецовой, А.М. Галина, А.А. Голубкова, Л.М. Кесаевой.

  11. Приказ об снятии Л.Г. Журавлёвой с должности начальника воспитательного отдела (январь 2014 г.).

  12. Приказ о назначении Л.М. Локшиной исполняющей обязанности начальника воспитательного отдела.

  13. Приказ об отмене ошибочного приказа о снятии Л.Г. Журавлёвой с должности начальника воспитательного отдела.

  14. Дополнительное соглашение, пытающееся установить 15 мая 2014 г. как дату окончания контракта Л.Г. Журавлёвой.

  15. Приказ об увольнении Л.Г. Журавлёвой.

  16. Приказ о переводе Е.А. Зиборевой на должность начальника воспитательного отдела.


На главную

Инициативная группа МГУ, 2011-2021